Что такое «функциональная грамотность»
Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:
«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Такое определение созвучно тому, которое используется Международной программой по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) для исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».
В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач. Основные направления исследования:
- читательская грамотность,
- математическая,
- естественнонаучная,
- глобальные компетенции,
- финансовая грамотность,
- креативное мышление.
Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала.
О востребованности функциональной грамотности
Еще в IV веке до нашей эры древнегреческий философ Аристипп, ученик и друг Сократа, говорил о том, что «детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут».
Сегодня общество и экономика делают запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы, то есть существует запрос на функционально грамотных специалистов.
Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования.
Требования к освоению элементов предметного содержания по-прежнему остаются в фокусе, но чисто академических знаний уже недостаточно. Сегодня мы делаем акцент на умения применять эти знания.
Нормативно-правовая база
Федеральный уровень >
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 г. № 1642
«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204
«Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО» Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019 г. № 590/219
«Об организации работы по повышению функциональной грамотности» Письмо Министерства просвещения РФ от 14.09.2021 № 03-1510
«О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности» Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526
«Об обеспечении использования Электронного банка заданий по оценке функциональной грамотности» Письмо Рособрнадзора от 01.10.2021 № 01-218/08-01
Региональный уровень >
«Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности» Письмо Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 25.11.2021 г. № 03-28-9830/21-0-0-0
«О проведении работы по функциональной грамотности для 6-х классов» Письмо Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 18.01.2022 г. № 03-28-357/22-0-0
«О внесении изменения в распоряжение Комитета по образованию от 15.09.2021 № 2598-р» Распоряжение Комитета по образованию от 01.12.2021 № 3197-р
«План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся государственных образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2023/2024 учебный год» приказ Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 25.10.2023 № 1358-р
«План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся образовательных организаций Красносельского района Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2023-2024 учебный год» приказ ГБУ ИМЦ Красносельского района Санкт-Петербурга от 13.09.2023 № 193
Локальные нормативные акты >
План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся>
№ п/п |
Наименование мероприятия | Срок реализации | Результат реализации мероприятия | Исполнители мероприятия |
Организационно-управленческая деятельность | ||||
1 | Утверждение Плана | Октябрь | План утвержден | Заместитель директора по УР, руководители рабочих групп педагогов |
2 | Корректировка внутришкольной системной модели формирования функциональной грамотности обучающихся | Внутришкольная системная модель формирования функциональной грамотности обучающихся | Директор, заместитель директора по УР | |
3 | Корректировка локальных актов, обеспечивающих реализацию плана по формированию функциональной грамотности обучающихся в школе | Комплекс утвержденных локальных актов | заместитель директора по УР | |
4 | Включение в план внеурочной деятельности учебных курсов, направленных на формирование функциональной грамотности | Август | Учебные курсы «Функциональная читательская грамотность» и «Функциональная математическая грамотность» в планах внеурочной деятельности ООП НОО и ООО | Заместитель директора по УР |
5 | Разработка памятки для участников образовательных отношений «Функциональная грамотность и ее компоненты» | Октябрь | Информирование участников образовательных отношений | Директор, заместитель директора по УР, классные руководители |
6 | Родительские собрания «Функциональная грамотность как образовательный результат» | Октябрь-декабрь | Информирование родителей | Директор, председатель совета родителей, классные руководители |
7 | Актуализация информационно-справочного раздела «Функциональная грамотность» на сайте школы | Октябрь | Информирование всех участников образовательных отношений | Директор, технический специалист, зам. директора по УР |
8 | Формирование базы данных обучающихся 8–9-х классов на 2023/2024 учебный год | Сентябрь | База данных обучающихся 8–9- х классов | Зам. директора по УР |
9 | Актуализация на 2023/2024 учебный год базы учителей, участвующих в формировании функциональной грамотности обучающихся 8–9- х классов по шести направлениям (читательская грамотность, математическая грамотность, естественно-научная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление) | Сентябрь | База данных учителей, участвующих в формировании функциональной грамотности | Зам. директора по УР |
10 | Пополнение и актуализация банка оценочных материалов на основе банка заданий, в том числе разработанных ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» | Сентябрь | Актуализированный и пополненный школьный банк оценочных материалов | Зам. директора по УР, руководители МО |
11 | Проведение инструктивных совещаний по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности школьников | Ежемесячно | Повышение профессиональной компетентности по вопросу формирования функциональной грамотности | Зам. директора по УР |
Мероприятия по обсуждению и распространению эффективных практик | ||||
1 | Внедрение в учебный процесс практико-ориентированных заданий для оценки функциональной грамотности | Аналитическая справка по итогам посещения уроков | Зам. директора по УР, педагоги | |
2 | Проведение диагностики для выявления уровня сформированности функциональной грамотности у обучающихся 5-х, 10- х классов | Сентябрь | Аналитическая справка о результатах проведения стартовой диагностики и уровня сформированности функциональной грамотности у обучающихся | Заместитель директора по УР, педагоги, обучающиеся |
3 | Проведение оценки функциональной грамотности обучающихся 8–9- х классов (по материалам банка заданий для оценки функциональной грамотности, разработанных ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования») | Октябрь | Аналитическая справка о результатах оценки функциональной грамотности обучающихся 8–9- х классов | Заместитель директора по УР |
4 | Проведение учебных курсов «Функциональная грамотность» | В течение года | Повышение уровня функциональной грамотности обучающихся | педагоги |
5 | Педагогический совет «Качество образования как основной показатель работы школы. Формирование и оценка функциональной грамотности в цифровой образовательной среде» | Ноябрь | Разработаны критерии оценивания функциональной грамотности | зам. директора по УР |
6 | Методический семинар «Опыт реализации содержания и форм активизации межпредметных связей для формирования функциональной грамотности» | В течение года | Учителя обменялись опытом реализации содержания и форм активизации межпредметных связей для формирования функциональной грамотности | Председатель МС, Руководители МО учителей |
7 | Мониторинг уровня сформированности разных видов компетенций в рамках функциональной грамотности: ноябрь – естественнонаучная грамотность в 9- х классах; февраль – читательская грамотность во 2–4-х классах; март – математическая грамотность в 5–8-х классах; май – индивидуальный проект в 10-х классах | В течение года | Аналитическая справка по результатам контроля уровня сформированности функциональной грамотности обучающихся | Заместитель директора по УР, руководители групп, обучающиеся |
8 | Мониторинг «Оценка уровня владения педагогами технологиями формирования функциональной грамотности обучающихся» | В течение года | Аналитическая справка «Уровень владения педагогами технологиями формирования функциональной грамотности обучающихся» | Зам. директора по УР |
9 | Проведение внеклассных мероприятий, формирующих глобальные компетенции | В течение года | Посещение мероприятий | Руководители МО учителей |
10 | Рассмотрение на методическом совете вопроса по теме «Формирование глобальных компетенций на уроках и во внеурочной деятельности» | Ноябрь | Решение методического совета. Методические рекомендации «Дидактические материалы по формированию глобальных компетенций на уроках и во внеурочной деятельности» | |
11 | Организация работы по повышению квалификации учителей по вопросам формирования функциональной грамотности обучающихся | В течение года | Развитие профессиональных компетенций учителей по вопросам формирования функциональной грамотности учеников | Зам. директора по УР |
12 | Формирование банка лучших педагогических практик по формированию функциональной грамотности обучающихся | В течение года | Банк лучших практик учителей школы по формированию функциональной грамотности обучающихся | Зам. директора по УР |
13 | Обобщение опыта педагогов школы и представление опыта на заседаниях методических объединений | Март-апрель | Освоение педагогами методики образовательного процесса в соответствии с целью и задачами плана | Заместитель директора по УР, руководители групп, обучающиеся |
14 | Мониторинг реализации мероприятий плана работы | Ежемесячно | Совещание при директоре | Директор, заместитель директора по УР |
Рефлексивно-оценочные мероприятия | ||||
1 | Анализ качества результатов учеников на всероссийских проверочных работах | Май | Анализ результатов ВПР | Заместитель директора по УР |
2 | Анализ результатов обучающихся на внешних оценочных процедурах по функциональной грамотности | Май | Анализ результатов внешних оценочных процедур | Заместитель директора по УР |
3 | Анализ реализации плана работы, обобщение опыта | Июнь | Совещание при директоре | Заместитель директора по УР, руководители рабочих групп |
4 | Проведение мастер-классов педагогов «Лучшие практики формирования функциональной грамотности» | Август | Проведение мастер-классов, выступления на педсовете | Заместитель директора по УР |
Банки тренировочных заданий, диагностических работ по функциональной грамотности:
- Медиатека издательства «Просвещение». 1000+ электронных учебников с интерактивными объектами и удобной навигацией. (Инструкция по доступу)
- Электронный банк заданий по функциональной грамотности на платформе Российской Электронной Школы (инструкция)
- Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся».
- Банк заданий PISA в Центре ГГТУ «Учитель будущего».
- Открытые задания PISA на сайте ФИОКО
- Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности на сайте «Федерального института педагогических измерений»
- Функциональная грамотность в современном образовании. Сборник заданий для подготовки к международному сравнительному исследованию PISA.
Полезные ссылки:
- Календарь оценочных процедур на сайте СПбЦОКОиИТ.
- Формирование функциональной грамотности на сайте «Единое содержание общего образования».
- Медиатека издательства «Просвещение». 1000+ электронных учебников с интерактивными объектами и удобной навигацией. (Инструкция по доступу)
- Функциональная грамотность на сайте СПб АППО.
- Мастер-классы PISA в Центре ГГТУ «Учитель будущего».
- Онлайн-курсы повышения квалификации при подготовке к PISA в Центре ГГТУ «Учитель будущего».
- Лаборатория функциональной грамотности на сайте Росучебника
Повышение уровня финансовой грамотности
Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы
План мероприятий, направленных на формированное и оценку функциональной грамотности обучающихся
Онлайн уроки финансовой грамотности
Проект «Твой бюджет» в школах Санкт-Петербурга - вовлечение учащихся 9-11 классов в процесс принятия бюджетных решений
Олимпиада школьников «Высшая проба» по профилю финансовая грамотность
Всероссийский чемпионат по финансовой грамотности
Межрегиональный методический центр по финансовой грамотности НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург в ВК